Что нужно знать родителям о развитии речи ребёнка
Помните: речь вашего ребёнка будет отражением вашей речи.
Период с одного года до трёх лет называют сенситивным периодом развития речи. Поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. К трём годам в словаре ребёнка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции. Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которые до этого момента можно было считать физиологической нормой.
В речи трёхлетнего ребёнка ещё встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих (с, сь, з, зь), шипящих (ш, ж, щ), сонорных (л, ль, р, рь) звуков и аффрикат (ц, ч).
К четырём годам ребёнку доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на вопросы о том, что видел, чем занимался, запоминает и рассказывает короткие стихи, пересказывает сказки. В словаре ребёнка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но ещё возможно нарушение произношения шипящих, сонорных звуков, аффрикат, а вот свистящие звуки ребёнок уже произносит правильно.
К пяти годам развивающийся навык слухового восприятия помогает ребёнку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В это период формируется языковое чутьё, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребёнок не путает падежи, правильно использует предлоги. Может легко составлять рассказ по серии картин.
К пяти годам шипящие звуки произносятся правильно. Ребёнок не путает в речи свистящие и шипящие звуки.
К шести годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребёнка заканчивается. Он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке.
Ребенок в этом возрасте должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически оформленной. Он легко пересказывает рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картин, но и по сюжетной картине.
В любом случае накануне поступления ребёнка в школу обратитесь к логопеду, так как родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребёнка. А это может стать препятствием для овладения ребёнком чтением и грамотным письмом.
Консультации: